allowerdy (allowerdy) wrote,
allowerdy
allowerdy

Categories:

Виниловый бес... часть 2 - Читаем инструкцию... пластинки

  Я , как большинство граждан России сначала собираю мебель, а если что-то пошло не так , тогда нехотя лезу в инструкцию. При этом сам процесс намного увлекательнее результата. После фиаско с китайцем благородных английских кровей, во избежании ненужных трат пришлось засучить рукава и погрузиться в теорию. Этого делать я не люблю, потому что у меня никогда не получается сделать это между делом, а я обязательно несколько месяцев буду штудировать горы информации, сидеть на форумах и впадать в иные тяжкие. Где-то полгода спустя купил я себе этот аппарат... Но обо все по порядку.
20200807_162333
1.Что слушаем         
         

Для понимания процесса рекомендую книгу Филиппа Ньюэлла " Проджект студии - маленькие студии для великих записей" глава 8 Мастеринг
                                                                  Процесс изготовления любой пластинки включает в себя:
1. Запись музыкального материала на магнитную мастер - ленту.
2. С помощью специального прибора изготовление 1-й копии пластинки, изначально материалом был воск, потом стали специальные лаковые пластинки. Такие пластинки односторонние иногда называют негативом.


3. Изготовление на основе восковой пластинки металлической инверсионной матрицы или позитив (наоборот, не канавки, а выступы)
В идеале бралась пропорция 1 восковая пластинка негатив/ 10 инверсионных матриц позитив / 500 пластинок. Т.е. с одного оригинала можно изготовить до 5000 пластинок на продажу. Если покопаться, то на каждой пластинке набит номер негатива и номер позитива из которого она сделана. Но кому это нужно?


4. Непосредственно изготовление пластинок путем прессования на болванках.


И это все первый пресс.

К сожалению, инверсионные матрицы не вечны, да требуются не в единичном экземпляре. Для изготовления пластинок в других странах или через несколько лет инверсионные матрицы подвергались копированию и (или) перевыпуску с использованием копий мастер лент. А те кто сталкивался с магнитной лентой знают, что каждая копия ухудшает звук. Поэтому первый пресс звучит всегда ближе к оригиналу.

После 1973 года винил подорожал, поэтому производители поменяли технологию изготовления, стало использоваться вторсырье и вместо пресса стали использовать литье. Матрицы были закрытыми и винил в жидком состоянии заливали внутрь. Всё это привело к снижению стоимости и потере качества. Но процесс не стоит на месте, сейчас пластинки изготавливают мелкими партиями с использованием цифрового ремастеринга материала, само сырье для винила сейчас лучше по качеству, стандарт винила теперь сплошь 180 гр. Плюс есть новые технологии, типа

                                                                           HSM (Хальф спид мастеринг).

Что это за зверь - стандартный 12" диск имеет катастрофически мало места. Даже 20 минут записи туда удается запихнуть с трудом. При записи  НЧ резец совершает более широкие и глубокие амплитудные движения, поэтому канавка становится рвом, стенки канавок становятся тоньше. Поэтому студиям приходилось сжимать диапазон НЧ, чтобы сделать ширину канавки уже, особенно к центру диска. Технология HSM использует алгоритма записи с 1/2 скорости, при этом очень дорогие резцы ломаются реже, и сам резец можно сделать тоньше и  резцы иной геометрической формы. Всё это позволяет делать канавки более плотно без сужения частот. (Это как я понял)

Например эта пластинка выпущена с использованием HSM, отзывы положительные.

Виниловая пластинка AMY WINEHOUSE - BACK TO BLACK (2 LP, 180 GR)
Обнаружил, что у меня тоже есть такая пластинка - Shade двойной альбом. На каждой пластинке есть надпись о том, что запись происходила на 1/2 скорости. Звучит прекрасно.
20201026_211817
20201026_211653
Конечно, пластинки надо эксплуатировать аккуратно, но срок жизни у них огромен. С учетом конских цен на винил я стараюсь покупать диски на распродажах и на сайтах продажи подержанных пластинок из Сибири и Дальнего Востока. Там можно купить интересный экземпляр в приличном состоянии за 400-600 рублей. И диски выпуска начала 70-х годов (50 лет!!!) звучат прекрасно. Вот пример, просто чумовой по содержанию диск в стиле американской эстрады 60-х, что не песня, то хит. Очень приятный голос и аранжировка.
20201025_160752
Выпущен компанией Victor по лицензии МСА в начале 70-х
20201025_165401
Материал конверта похож на оргалит, убить такой надо постараться, сам диск в идеальном состоянии, ни щелчков ни зависаний.
20201025_165432
Внутренний японский продукт, цена 2000 Йен. Мне достался за 450 рублей.
20201025_165322
И есть подозрение, что еще 50 лет прослужит...

Мои выводы по носителям звука:
во-первых современные пластинки ничуть не уступают, а в чем-то и превосходят раритеты, гоняться за первыми прессами можно, если есть деньги и желание, но качественный звук можно получить и от ремастеринговых пластинок;
во-вторых, покупая пластинки на вторичке можно существенно сэкономить;
в-третьих, срок службы пластинок больше 50 лет.

Продолжение следует...
Tags: винил, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments