allowerdy (allowerdy) wrote,
allowerdy
allowerdy

Category:

Хорошая акустика своими руками - дешево и просто, ч.7 про мощность АС

        Сколько открытий чудных для себя я сделал, пока собирал акустику, не перечесть. Одно из них - наконец разобрался с "мощностью акустических систем".
        После того как всё, наконец, заиграло в чем я был не уверен, то встал вопрос, а сколько эти колонки ватт и какой усилок оптимальнее? Каждая отдельная колонка имеет в составе два динамика сопротивлением 8 Ом, мощностью ВЧ 55 ВТ и НЧ 60 Вт по системе RMS. Из школьного курса физики и опыта электрика я знал, что суммарная мощность установки потребителя определяется сложением мощностей всех компонентов его составляющих. Итого: Р=55+60=115 Вт. И вот на этом моменте меня стали терзать смутные сомнения и полез я в интернет, потому, что слабо верилось, что эти небольшие колонки мощнее, чем S-90, которые как я думал тогда имея 90 Вт выдавали гораздо больше звука...

А там... с самим понятием мощности акустики в мире кавардак полный. А данных о том как определять мощность акустики кот наплакал, и вот почему. От количества Ватт на этикетке напрямую зависит цена конечного продукта, поэтому маркетологи давно придумали с десяток стандартов, для увеличения рентабельности производства. Согласитесь приятно иметь систему 300 Вт/канал, а 15 Вт/канал как-то не звучит. Звучит, звучит, еще как звучит, только плохо продается.

                                                                      Часть 2. Какая же у них мощность?

колонки (22)

1. Про понятие "мощность" в динамиках.

Мощность, это работа произведенная за единицу времени, измеряется в Ваттах. А в динамиках работа где? Может работу выполняет диффузор во время движения?  Еще на заре увлечения музыкой я усвоил, что для воспроизводящих музыкальных устройств применяется понятие "звуковая мощность" - которая очень просто - есть преобразование энергии в единицу времени. В данном случае электрической энергии от усилителя в механическую энергию динамика. С очень низким КПД 0.5%, остальные 99,5% уходят в никуда, т.е. динамик по производительности ничем не лучше электролампочки, потому что ему уже 100 лет.

2.Про стандарты мощностей динамиков. Те кто пережил перестройку и кооперацию помнят засилье китайского звукового ширпотреба с какими-то чудовищными значениями мощности (и таким же звуком) 1000-2000-3000 Вт РМРО, а еще впридачу огоньки по кругу бегали...   Вот тогда я первый раз и узнал, что наш советский Ватт самый ваттный в мире, т.е. мы самые правильные ваттники. Плавно перетекаем к стандарту RMS.

* Мощность RMS – среднеквадратичная мощность, согласно стандарту цифра показывает предельную синусоидальная мощность, то есть ту, с которой устройство способно работать в течение часа без повреждений. 

RMS на 200% больше советской номинальной мощности ГОСТ 23262-88 (Номинальная мощность определяется при среднем положении регулятора громкости усилителя, при которой остальные параметры устройства соответствуют заявленным в техническом описании. По простому:  мощность, которая соответствует наименьшему значению коэффициента нелинейных искажений) и на 30% меньше советской синусоидальной мощности (легендарные S-90 имели номинальную мощность 35 Вт, а синусоидальная, названная паспортной, — 90 Вт!),

RMS на 25% больше DIN 45550 Music Power.
(Согласно принятым нормативам, DIN Power здесь измеряется при помощи подачи сигнала частотой 1 кГц на линейный вход на протяжении 10 минут. При достижении 1% THD измеряется мощность Такая система полностью идентична японской EIAJ и IEC Power, согласно стандарту Международного электротехнического комитета IEC 268–5. Длительность нагрузки составляет в нем 100 часов. )

Соотношение стандартов мощностей (приблизительно):
100 Вт RMS = 33 Вт ГОСТ  = 130 Вт СССР синусоидальная =  80 Вт DIN = 80 Вт EIAJ = 80 Вт IEC Power.

И главное мое открытие: звуковая мощность АС определяется по самому слабому динамику!

Итого мощность моей АС на 1 канал в разных системах:


55 Вт RMS
18 Вт ГОСТ
71 Вт СССР синусоидальная
46 Вт DIN
46 Вт EIAJ
46 Вт IEC Power
2000 Вт РМРО!!!!

И хотя в попугаях я гораздо длиннее остальные стандарты мне ласкают слух, но мне ближе ГОСТ. Мощность данных АС 18 Вт/канал, что в два раза меньше S-90. Но насколько они тише?

3. Про понятие "громкость". К сожалению, мощность АС и громкость звука АС не связаны с собой напрямую. Слух человека является нелинейным инструментом, и для оценки субъективной громкости следует делать поправки на кривые равной слышимости, (разработана зависимость, А - weighting curve описывающая уровни звукового давления на различных частотах, воспринимаемые слухом, как одинаково громкие) которые индивидуальны не только на разной громкости, но и у каждого человека. Самый простой пример: объективно человек громкие звуки различает лучше, чем тихие. Поэтому провалы АЧХ (снижение уровня звука) заметны меньше, чем пики (повышение уровня звука). То есть громкие звуки более информативны, чем тихие, что банально всегда заставляет нас прибавлять звук, чтобы расслышать детали. А "усредненное значение" для слушателя параметр "ни о чём". На нас больше воздействуют амплитудные значения, а не среднеквадратичные. А звук – это волна, для которой всегда амплитудные значение сигнала будет выше среднеквадратичного.Как следствие, громкость звука больше зависит от произведения чувствительности динамика на мощность динамика и заранее понять уровень комфортной громкости без искажений конкретной АС невозможно.И если вспомнить сверхмалый КПД 0,5% динамика, то становится понятным, что колонкам высокой чувствительности требуется гораздо меньше электрической энергии от усилителя для воспроизведения звука заданной громкости.

Увеличение чувствительности на 6 Дб увеличивает воспроизводимую громкость в 2 раза! Для одной и той же громкости  на АС с чувствительностью 85 Дб надо подать 5 Вт от усилителя, а на АС с чувсствительностью 80 Дб 30Вт!

И именно поэтому аудиофилы постоянно в поиске высокочувствительных АС, чтобы подключать к ним ламповые слабые (менее искажающие исходник) однотактные усилители мощности. Но в данном случае на громкость звука это будет влиять слабо, а вот на качество произведения очень сильно в лучшую сторону.



Выводы: В результате всех мытарств я собрал АС с высокой степенью чувствительности, которые позволили получить воспроизведение музыки на приемлемом уровне. АС не требовательны к усилителю, даже 2х10 Вт на выходе будет достаточно для 20 м2, поэтому тут открывается целое поле копаний в усилках, чем я сейчас и занимаюсь.
    Стоимость всех затрат не превысила 20 т.руб. Оценивать звук на деньги неблагодарное дело.
Если брать по электрокомпонентам, то это минимум 200 000 руб.))), что явный перебор. Но могу с уверенностью сказать, что вы не найдете на рынке акустики, стоимостью в 20 000 руб. с таким качеством воспроизведения музыки. С учетом мнения авторов о 1000-2000 $ дивизионе для этих АС, из того, что слышал, - напольники B&W  6 серии за 1200$ с кевларом воспроизводят музыку хуже (а кино божественно), а напольники HEСО за 1700 $ (модель не знаю) на порядок лучше. (Сделал сравнительный тест со своими Ямахами, ценой в 10 000 руб., результаты позже) Поэтому я так долго, (надеюсь не очень нудно) рассказывал о себе, своих хотелках и тараканах, и относительно себя я могу сказать, что результат намного превзошел мои ожидания.

Часть 1  выбор типа акустики https://allowerdy.livejournal.com/56729.html
Часть 2  причины и следствия https://allowerdy.livejournal.com/56922.html
Часть 3  сборка корпуса https://allowerdy.livejournal.com/57284.html
Часть 4  точные размеры https://allowerdy.livejournal.com/57785.html
Часть 5  влияние человека https://allowerdy.livejournal.com/57416.html
Часть 6  фильтры,динамики https://allowerdy.livejournal.com/57785.html
Часть 7  объективные характеристики
Часть 8  тестирование
Tags: музыка, потолки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment