allowerdy (allowerdy) wrote,
allowerdy
allowerdy

Category:

Хорошая акустика своими руками - дешево и просто, ч.5 пятый элемент

    Как бы не хорош был ящик, но без связки - динамики/фильтры - это только половина дела.
И вот тут хотелось бы сделать второе лирическое отступление на тему теории воспроизведения звука и результатов, полученных опытным путем. Не вдаваясь в дебри, с акустикой всегда всё было более менее ясно, хотя принцип "чем дороже и больше, тем лучше" работает здесь не всегда, но в большинстве случев. А вот с тем что нельзя потрогать руками,  где обилие формул заставлет кипеть мозг и всё равно ничего непонятно. Три оставшихся явных компонента любой системы, где как-бы всё просто и логично теоретикам и не очень вяжется с практикой: источник сигнала, усилитель звука и провода которые всё это дело соединяют, и пятый (имхо), самый важный элемент, который может поставить всё на уши и о котором часто забывают...
Часть 1. О сколько нам открытий чудных... или теория в понимании чайника.

   Тут всё выглядит стройно:
1. Акустика уже разобрана.

2. Источник звука  должен воспроизводить частоты от 20 Гц до 20 кГц и иметь искажения слабо, а лучше совсем не воспринимаемые человеческим ухом - коэффициент сигнал/шум, коэффициент нелинейных искажений, неравномерность АЧХ. Поэтому цифровое воспроизведение , согласно теории лучше всего выдает гарантированные параметры, вот он первый в мире проигрыватель цифры


с пластинками дело обстоит похуже, хотя LP проигрыватели имеют частотный диапазон воспроизведения от 5 Гц до 100 кГц, но к сожалению грешат паразитными шумами и прочими плохими штуками,
Красивый проигрыватель пластинок

незаслуженно забытые бобинные магнитофоны с магнитной лентой имеют частоту от 20 Гц до 25 кГц и остальные прекрасные характеристики,

кассетные магнитофоны с компактными кассетами имеют самые плохие показатели 30 Гц - 12 кГц (до 16кГц на хроме).

3. Усилитель - согласно теории класс "А" самый правильный, хуже "АВ", далее по наклонной "В","С". Новый класс "D" самый лучший, к тому же к нему можно подсоединиться по цифровому кабелю.

4.Провода - или кабели, соответственно межблочники и акустические. Всё должно быть из меди, чем толще тем лучше. Межблочники должны иметь экранировку. От усилителя до динамика провод должен быть как можно короче. Усилитель заземлен. Больше особо заморачиваться не стоит.

  Идеальная теоретическая система выглядит так:

цифровой источник звука -"цифровой кабель" - усилитель класса "D" - толстый медный провод - акустическая система, на вход подаем ИНФОРМАЦИЮ БИТОВ О ЗВУКОВОЙ ВОЛНЕ, на выходе получаем ПОТОК БИТОВ ФОРМИРУЮЩИХ ЭНЕРГИЮ ЗВУКОВОЙ ВОЛНЫ, потерь никаких всё идеально! Бинго!!! Кто первый бежит в магазин? ...и всё бы так... только есть еще один неучтенный компонент тракта, который всё портит оказывает максимальное влияние на воспроизведение музыки - человек. Который имеет слух, механизм действия которого до конца еще не понят, а есть еще музыкальный слух,который дан не всем... Вот тут и начинается самое интересное.

Часть 2. ..опыт, сын ошибок трудный и гений, парадоксов друг... или страдания 5-го элемента.
100500 плюсую старине Пушкину, гениальный пацан, в 37 лет отправился в мир иной, а столько наворотил. Так вот исходя из наличия 5-го элемента системы  - человека, начинаются чудеса.

1. Источник звук./ - если верить теории, цифра, идеальная для восприятия, оказывается не такая хорошая как на бумаге. От MP3 у меня болит голова, реально всегда начинает болеть, хотя по параметрам всё здорово. Звук получается синтетическим, плоским. Как результат - это не высокая достоверность, не средняя, никакая. это вообще непонятно что.  Инженеры ржут над аудиофилами - это не может быть, ухо  человека 8 бит, мы вам даем 16! В ответ аудиофилы крутят пальцем у виска и шизуют на грампластинках. Выходит, что цифра фсё?

Есть такой гениальный конструктор Марк Левинсон,

Mark Levinson portrait

все знают этот лейбл, который ставится в Лексусах, но мало кто знает, что сам Марк Левинсон с 1980 года не имеет к этой компании никакого отношения, более того сейчас это часть Samsung. А самому Марку запрещено выпускать аппаратуру под своим именем. Поэтому он создал бренд Red Rose Musik, среди музыкальной тусовки Марк слывет  чудаком, кем-то вроде Элтона Джона. Но однажды, на очередное  хай - фай шоу в начале 2000-х Марк привез приставку к компьютеру, цену тогда он поставил в 1500$. Подсоединил через неё комп к своей системе и предложил экспертам оценить звук. Дяди были в ахуе... (и где она теперь?) Т.е. с цифрой не все так просто. Просто торгаши никогда не упустят шанс сорвать денег. Основная масса потенциальных потребителей музыки теперь платит за подписки в сети, слушает в наушниках, а наушники гораздо более качественно воспроизводят звук и требования к ним проще, очень удобно, не надо улучшать формат(считай вкладывать деньги) и так сойдет.. А 0,001% тем кто хочет заморочиться - пожалуйста, давай кучу денег за аппарат, себестоимостью в три копейки. Формат CD закопали именно барыги.
  Мой любимый формат - CD, на сегодняшний день дает лучшее сочетание звук/деньги/удобство,  но для него нужен хороший проигрыватель, не обязательно дорогой, любой хай енд сидюк внутри будет иметь начинку или производную от Sony или Philips, альтернатив нет, как вариант, у меня Sony - 505 ES, купил его в свое время за 400$ б/у, причем тот кто мне его продал взял себе корейскую хрень, двухблочную транспорт/ЦАП по 2 т.$  за блок с таким ужасным звучанием, что я начал в себе сомневаться, знакомые меня потом успокоили, все,типа, в шоке, а он уперся - высокий конец, высокий конец... Поэтому цифра - это не вселенское зло, это очень удобно, причина по которой компакты выдавили в своё время магнитную ленту, а потом сдались под натиском сетевой цифры.

2.Усилитель - на любом аудиофильском форуме "новомодный" класс "D" вызывает (вполне заслуженно) упреки и насмешки. Я узнал про него в начале 2000-х из публикаций в основном критических, в аудиожурналах. На самом деле класс "D" , древний, впервые такую схему разработал наш инженер Дмитрий Агеев в далеком 1951 году еще на лампах, а само название "D-класс" ввел французский инженер Роже Шарбонье в 1955 г.. Суть класса "D" не в прямом усилении сигнала по целой волне как в классе"А"


 или с ступенчато по полуволне, как класс "В",


а в том чтобы входной сигнал модулировать (очень похоже на принцип ЦАП-АЦП) до максимально идеального для воспроизведения и затем передать для усиления, при этом КПД на выходе зашкаливает, потребление энергии минимально, все радостны и счастливы.
Вот схемка самая простая, какую нашел, для низкочастотного усиления
Входной сигнал преобразуется в широтно-импульсный, прямоугольный сигнал с помощью компаратора. Это означает, что входные данные, закодированы в скважности прямоугольных импульсов. Прямоугольный сигнал усиливается, а затем проходят через низкочастотный фильтр для получения похожего на исходный аналоговый сигнал.

https://radioskot.ru/publ/unch/usilitel_moshhnosti_klassa_d/6-1-0-1146

блок-схема УМЗЧ класса D
Если бы не печальный опыт. В 1964 году первый усилитель класса "D" поступил в продажу - провал был полным, на основе технологий тех лет невозможно было добиться хорошего звука. Sony в 70,80,90-е пыталась производить усилитель этого класса, с тем же успехом. И только с приходом домашних кинотеатров усилители класса "D" выпускать в больших объемах. И это объяснимо, звук кино неизвестен уху, как стреляет танк или как скрипит пол? Но с музыкой всё было так-же кисло. По собственным ушам от прослушивания усилителей  "D"  класса остались впечатления "смешались в кучу кони, люди..." особенно добил меня своей пресной кашей тогда Onkyo за 2000$. Но прогресс не стоит на месте, сейчас как раз настало то время, когда качество звучания усилителей этого класса (по обзорам) стало хорошим плюс дополнительные плюшки для цифры. Но из песни слов не выкинуть, репутация загублена: "Как говорится ложечки нашлись, осадочек остался". Думаю прикупить себе на пробу какой-нибудь Д-усилок музыкального бренда типа Denon или Teac, чтобы составить свое мнение. Беда провинции, что негде взять его на прослушивание. Если не понравится, поставлю на кино.

3.Провода - любой меломан знает, что от шнурков зависит многое. Вот тут с теорией есть расхождения, если ,теоретически, провода почти не влияют на звук, то по опыту влияют еще как. Но и тут есть спорные моменты. Бытует устойчивое мнение, что есть специальные акустические провода. Однако ряд слепых тестов доказал, что при слепом прослушивании нормальный толстый медный провод годится ничуть не хуже дорогого акустического. Был совсем неловкий момент, кода 3 года назад кабель ПУГВ 2*6 мм был признан лучшим среди всяких аудиофильских и пр... (большинство электрических кабелей по ГОСТ сделаны из той самой бескислородной гальванизированный меди и медь не имеет направленной структуры, а вот аудиофильские очень часто имеют чудовищные отклонения, внося тем самым искажения так милые уху типа лампового звука, это неправильно, но это нравится людям) после чего был сделан повторный тест, где победил с минимальным отрывом тот кто надо, но дороже в 100 раз)) и пошел бесконечный трёп о вреде слепых прослушиваний... ну да, кому тогда впаривать шнурки по 1500$ за метр?

"что это такое - скользкое, увертливое и без ушей? Правильный ответ: не ящерица, а аудиокритик" Питер Квортруп

   Гениальный конструктор Питер Квортруп совместно с Хирояши Кондо создатели бренда Audio Note.

Как любой гений П.К.  имею свою точку зрения на мир , крайне негативно относится к современному положению дел в аудиоиндустрии ( "Дорога в аудиоад", всем рекомендую). Я некорректно сравнил его с Маском, Маск в первую очередь продавец, а Квортруп - изобретатель. Удивительно, но П.К. не имеет профильного образования в радиоэлектронике, по его мнению образование только губит инженера, загоняя в ненужные рамки и стандарты. Вот и Питер поставил в свое время всю теорию раком, предложив не толстые, а сверхтонкие витые соединительные провода, которые стали вносить гораздо меньше искажений в запись. П.К. является адептом ламп, поэтому собирает их по всему миру, в его доме находятся огромные склады всего этого добра, куча пластинок и аппаратуры,выкладывает в открытый доступ схемотехнику своих усилителей, конкуренты все равно не смогут их повторить, потому что не найдут нужных ламп.

...и где ж у него стоит акустика - в самом углу, где как-бы сплошные наложения и стоячие волны... но цены на его аппараты просто космос
12 самых дорогих усилителей
Kondo Audio Note Gakuon II - $265 000 за пару, еб............................................ !
В результате, что мы имеем по проводам: с одной стороны замена 20 лет назад китайских шнурков на нормальные межблочники и акустические кабели дала просто другую картину мира, звук отлип от колонок, с другой стороны, после того как я узрел тот эпик фейл с ПУНГом и заменил, для эксперимента, свой японский акустический кабель  на витую пару ПУНГВ 2*1,5 мм под винтаж (толще в усилок не лезет, там зажимные клеммы стоят) по цене 1500 руб/20 м, то звучание стало вдруг чище, и басы откуда-то прибавились, вот такая заковыка.

   Подводя хоть какой-то итог я могу сделать логичный вывод - уши у нас разные и слышим мы по разному человек,  по своей природе существо часто не логичное и непредсказуемое (с тараканами в голове), то что объективно лучше,удобнее, проще и дешевле, нам нередко не нравится, поэтому мы возимся с грампластинками, носим механические часы, варим кофе в турке... окружайте себя теми вещами, которые приносят удовольствие и будет вам счастье.

Если кто заинтересовался, обязательно прочтите 6-ю часть по динамикам, там я про стандарты мощности написал, информация полезная, так как это напрямую влияет на цену продаваемого предмета, соответственно заинтересованные в получении прибыли лица наводят тень на плетень и все лакируют туманом.

Tags: музыка, потрендеть
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment